Министерство доходов и сборов

Донецкой Народной Республики

  • «Налоговый Советник» - Ваш надежный помощник

    Предлагаем Вашему вниманию журнал «Налоговый Советник» - специализированное издание о

    Подробнее...  
  • Обновление реквизитов бюджетных счетов

    Министерство доходов и сборов информирует налогоплательщиков об изменениях, внесенных в

    Подробнее...  
  • Обновлены реквизиты бюджетных счетов

    Министерство доходов и сборов информирует налогоплательщиков об изменениях,

    Подробнее...  
  • Вниманию налогоплательщиков!

    26 апреля 2017 года на сайте Народного Совета Донецкой Народной Республики был

    Подробнее...  

Телефон доверия
по вопросам коррупции

Департамента собственной безопасности Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики

(095) 531-68-60

(071) 303-32-10

dsb.mds.dnr@gmail.com

Приложение 17

Приказ
Министерства доходов и сборов
Донецкой Народной Республики
от 03.03.2015г. № 51

 

 

 

 

 

ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
И РАДИАЦИОННОГО КОНТРОЛЯ В ПУНКТАХ ПРОПУСКА И НА
ТАМОЖЕННЫХ ПОСТАХ НА ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Временное Положение о проведении экологического и радиационного контроля в пунктах пропуска и на таможенных постах (далее - Положение) на таможенной территории Донецкой Народной Республики (далее – ДНР) разработано с целью установления общих требований осуществления экологического и радиационного контроля:

  • Транспортных средств, в том числе автомобилей, самолетов, судов, военных кораблей, паромов и других плавучих средств;
  • Всех грузов (товаров), а также содержащих промышленное сырье, отходы производства, химические соединения, токсичные химические, радиоактивные и другие опасные для окружающей природной среды и здоровья людей вещества;
  • Средств защиты растений, стимуляторов их роста, удобрений;
  • Всех видов диких животных, водных живых ресурсов и растений, зоологических, ботанических, минералогических коллекций, охотничьих трофеев.

1.2. Действие Положения распространяется на все транспортные средства и грузы, подлежащие экологическому и радиационному контролю, перемещаемых через таможенную границу ДНР железнодорожным, автомобильным, морским, речным, воздушным и трубопроводным транспортом. Перечень товарной продукции, подлежащей экологическому и радиационному контролю, определен постановлением Совета Министров ДНР.

1.3. Настоящее Положение регламентирует деятельность таможенных инспекторов Службы таможенного контроля за перемещением радиоактивных материалов Департамента таможенного Дела Министерства доходов и сборов ДНР при осуществлении экологического и радиационного контроля транспортных средств и грузов (товаров) в пунктах пропуска и на таможенных постах на таможенной территории ДНР.

1.4. Термины, используемые в настоящем Положении, имеют следующее значение:

  •  «импорт» – таможенный режим, в соответствии с которым товары ввозятся на таможенную территорию ДНР для свободного обращения без ограничения срока их пребывания на этой территории и могут использоваться без каких-либо таможенных ограничений.
  • «экспорт» – таможенный режим, в соответствии с которым товары вывозятся за пределы таможенной территории ДНР для свободного обращения без обязательства об их возврате на эту территорию и без установления условий их использования за пределами таможенной территории ДНР.
  • «транзит» – таможенный режим, в соответствии с которым товары и транспортные средства перемещаются под таможенным контролем между двумя таможенными органами или в пределах зоны деятельности одного таможенного органа без какого-либо использования таких товаров и транспортных средств на таможенной территории ДНР.
  •  «таможенные процедуры» операции, связанные с осуществлением таможенного контроля и таможенного оформления товаров, транспортных средств и иных предметов при перемещении через таможенную границу ДНР, а также взиманием предусмотренных законодательством налогов и сборов;
  • «грузы (товары)» любое движимое имущество (в том числе валютные и культурные ценности), а также транспортные средства, за исключением средств, которые используются для перевозок пассажиров и товаров через таможенную территорию ДНР;
  • «транспортные средства»какие-либо средства авиационного, морского (речного), железнодорожного и автомобильного транспорта, которые используются исключительно для перемещения пассажиров, товаров и иных предметов через таможенную территорию ДНР;
  • «товаросопроводительные документы» документы, которые следуют вместе с товарами, транспортными средствами и иными предметами (товаротранспортная накладная, счет-фактура, отгрузочная спецификация, упаковочный лист и т.д.);
  • «таможенный орган отправления»таможенный пост на территории ДНР, с которого начинается перемещение товаров, транспортных средств и иных предметов, находящихся под таможенным контролем;
  • «таможенный орган назначения»таможенный пост на территории ДНР, в котором заканчивается перемещение товаров, транспортных средств и иных предметов, находящихся под таможенным контролем;
  • «зона таможенного контроля»место, определенное таможенными органами ДНР в пунктах пропуска через таможенную границу или в других местах таможенной территории ДНР в пределах которого таможенные органы осуществляют таможенные процедуры;
  • «место доставки»место, определенное таможенным органом ДНР для доставки и предъявления таможенному органу назначения товаров, транспортных средств, иных предметов и товаросопроводительных документов на них, с целью размещения их в зоне таможенного контроля и дальнейшего осуществления таможенных процедур.
  • «разрешительный документ» – административный документ разрешительного характера, выданный разрешительным органом, удостоверяющий право юридических лиц и физических лиц–предпринимателей осуществлять определенный вид деятельности или действия в течение установленного срока или бессрочно при обязательном соблюдении разрешительных условий. Разрешительный документ выдается в виде лицензии, разрешения, сертификата, заключения, согласования, свидетельства, квалификационного аттестата, разрешительной надписи, удостоверения, и иных видов документов разрешительного характера;
  • «сырье» - предметы труда, которые подверглись под его влиянием определенным изменениям и подлежащие дальнейшей переработке.
  • «промышленное сырье» - сырье, добываемое и производимое в промышленности.
  • «отходы» – остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;
  • «опасные отходы» - отходы, физические, химические или биологические характеристики которых создают или могут создать значительную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека и которые требуют специальных методов и средств обращения с ними.
  • «токсичные химические, радиоактивные и другие опасные для окружающей природной среды и здоровья людей вещества» - вещества, физические, химические или биологические характеристики которых создают или могут создать значительную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека и нуждаются в специальных методах и средствах обращения с ними.
  • «средства защиты растений» - химические, биологические и другие средства, которые используются для защиты растений от вредителей, болезней и сорняков.
  • «пестициды» – химические или биологические препараты, используемые для борьбы с вредителями и болезнями растений, сорными растениями,  вредителями хранящейся сельскохозяйственной продукции, бытовыми  вредителями  и внешними паразитами животных,  а также для регулирования роста растений,  предуборочного удаления листьев (дефолианты), предуборочного подсушивания растений (десиканты);
  • «агрохимикаты» – удобрения химического или биологического происхождения, химические мелиоранты, кормовые добавки, предназначенные для питания растений, регулирования плодородия почв и подкормки животных.
  •  «все виды диких животных, водных живых ресурсов и растений» - живые объекты дикой фауны и флоры.
  • «зоологические, ботанические, минералогические коллекции» - специально собранные живые коллекции зоопарков, зоосадов, океанариумов и т.п., а также коллекции чучел, препаратов, частей и остатков животных; ботанических садов, дендрарии, дендропарков, оранжерей, а также гербарии, банки семян и т.д.; минералов, горных пород, образцы полезных ископаемых, палеонтологические коллекции и тому подобное.
  • «охотничьи трофеи» - кожа, рога, клыки и черепа охотничьих животных, в том числе копытных и хищных животных, добытые (приобретенные) в установленном порядке на территории ДНР.
  • «бета-излучение (b-излучение)» – корпускулярное электронное или позитронное ионизирующее излучение с непрерывным энергетическим спектром, которое возникает при преобразованиях ядер или нестабильных частиц (например, нейтронов);
  • «гамма-излучение (y-излучение)» – коротковолновое электромагнитное излучение с длиной волны 0,1 нанометра (1,0×10-9 метр), возникающее при распаде радиоактивных ядер, переходе ядер из возбужденного состояния в основной, при взаимодействии быстрых заряженных частиц с веществом и тому подобное;
  • «нейтронное излучение» - это ядерное излучение, состоящее из потоков нейтронов;
  • «источник ионизирующего излучения (ИИИ)» – объект, содержащий радиоактивное вещество, или техническое устройство, которое создает или в определенных условиях способно создавать ионизирующее излучение;
  • «эквивалентная доза (в рамках этого документа)» – уровень поглощенной дозы на средний коэффициент качества ионизирующего излучения, учитывающий биологический поражающий эффект для различных тканей;
  • «контрольные уровни (КУ) (в рамках этого документа)» – радиационно-гигиенические регламенты первой группы, числовые значения которых устанавливаются с целью ограничения облучения персонала и (или) населения ниже значений лимитов доз, а также для проведения радиационно-дозиметрического контроля;
  • «место загрязнения» – весь материал или его части, уровень радионуклидного загрязнения которых превышает контрольные уровни.
  • «естественный радиационный фон» – облучение, создаваемое космическими источниками и терригенными (свойственными Земле) радионуклидами за исключением технически–усиленных источников природного происхождения;
  • «протокол» – документ, содержащий результаты радиационного обследования;
  • «мэд гамма-излучения» – мощность эквивалентной дозы гамма-излучения на поверхности объекта (за вычетом естественного радиационного фона). Единицей измерения в системе СИ является зиверт (Зв).
  • «радиоактивность» – самопроизвольное превращение атомных ядер в ядра других элементов. Сопровождается ионизирующим излучением. Известно четыре типа радиоактивности: альфа-распад, бета-распад, спонтанное деление атомных ядер, протонная радиоактивность. Естественная радиоактивность – самопроизвольный распад атомных ядер, встречающихся в природе (космические излучения, солнечная радиация и т.д. Искусственная радиоактивность самопроизвольный распад атомных ядер, полученных искусственным путем через соответствующие ядерные реакции;
  • «радиационный контроль, или радиационно-дозиметрический (в пределах этого документа)» – система измерений и расчетов, направленные на оценку доз облучения отдельных лиц или групп людей, а также радиационного состояния промышленной зоны и окружающей среды, транспортных средств и грузов с целью выявления их возможного радиоактивного загрязнения и предотвращения несанкционированного обращения с ИИИ.
  • «радиационно-опасный объект (в пределах этого документа)» – любые вещества, устройства и сооружения, содержащие или которые могут содержать ядерные материалы или источники ионизирующего излучения (транспортные средства, грузы и др.).
  • «радиоактивное вещество (РВ)» – вещество, которое создает или в определенных условиях способно создавать ионизирующее излучение.
  • «ядерный материал (ЯМ)» – материал, который способен расщепляться по схеме цепной реакции при специальных технологических условиях (например, плутоний-239, уран-238, обогащенный изотопами урана-233, 235 и т.п.).

1.5. Обеспечение экологического и радиационного контроля в пунктах пропуска и на таможенных постах на таможенной территории ДНР возложено на Департамент таможенного Дела Министерства доходов и сборов ДНР.

1.6. Экологический и радиационный контроль в пунктах пропуска и на таможенных постах на таможенной территории ДНР осуществляет Служба таможенного контроля за перемещением радиоактивных материалов Департамента таможенного Дела Министерства доходов и сборов ДНР (далее – Служба).

В состав Службы входят:

- отдел таможенного контроля за перемещением радиоактивных материалов в пунктах пропуска;

- отдел таможенного контроля за перемещением радиоактивных материалов на таможенных постах.

1.7. Основной задачей Службы является осуществление контроля за соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от форм собственности и хозяйствования, гражданами, а также иностранными юридическими и физическими лицами и лицами без гражданства, пересекающих государственную границу или осуществляющих перемещение через границу транспортных средств и грузов (товаров) в соответствии с требованиями действующих норм, правил экологической и радиационной безопасности при транспортировке опасных и радиоактивных грузов. Конкретные задачи предусмотрены Временным Положением о Службе.

2. ДЕЙСТВИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ СЛУЖБЫ ПРИ
ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО И РАДИАЦИОННОГО
КОНТРОЛЯ

2.1. Таможенный инспектор Службы, заступая на дежурство, должен:

  • Принять от таможенного инспектора Службы, которого он меняет, печати и штампы, отчетные журналы, имущество, приборы, нормативно-методическую документацию и т.п., согласно описанию и оформить результаты приема-передачи смены в журнале дежурств (форма и порядок заполнения см. в приложении 1);
  • Проверить исправность полученных приборов, правильность и полноту записей в журналах и другой документации;

2.2. Таможенный инспектор Службы в процессе дежурства осуществляет:

  • Проверку документов на подконтрольные объекты;
  • Внешний осмотр подконтрольных объектов;
  • Радиационный контроль транспортных средств и грузов (товара);
  • Выявление безопасности или опасности груза, согласно требованиям Европейского соглашения о международной дорожной перевозки опасных грузов (ДОПОГ/ADR), Правил перевозок опасных грузов по железным дорогам. (Приложение 2 к Соглашению о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) и ГОСТа 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка»;
  • Инструментальный контроль токсичности и дымности отработанных газов двигателей транспортных средств (в случае необходимости);
  • Регистрацию в соответствующем журнале (форма и порядок заполнения см. в приложении 2) подконтрольных объектов и результатов экологического и радиационного контроля;
  • В случае необходимости в установленном порядке - отбор образцов с составлением акта для проведения лабораторных анализов на соответствие состава груза имеющейся документации (в случае необходимости - при осуществлении экологического и радиационного контроля на таможенных постах);
  • Экспресс-анализ веществ для их идентификации и установления степени токсичности (в случае необходимости);
  • Составление протокола о нарушении таможенных правил в сфере экологической и радиационной безопасности;

На товаротранспортных и товаросопроводительных документах на грузы  (товары) и транспортные средства проставляет соответствующие печати и штампы согласно Временного порядка выдачи, изъятия, хранения, учета и использования печатей и штампов Службой таможенного контроля за перемещением радиоактивных материалов;

2.3. В случае выявления нарушений законодательства, нормативно правовых актов ДНР в сфере экологической и радиационной безопасности, отсутствия разрешительных документов или когда внешний осмотр указывает на очевидное несоответствие вида и свойств груза (товара) содержанию сопроводительных документов, а также выявления превышения КУ, инспектор Службы:

  • прекращает дальнейшее его движение;
  • составляет в присутствии экспедитора, грузоперевозчика или представителя транспортного узла (станции, порта) акт о выявленном нарушении;
  • в товаротранспортной накладной проставляет соответствующий штамп «ЗАПРЕЩЕНО СТКПРМ»;
  • при невозможности устранения выявленных нарушений принимается решение о возврате транспортного средства, груза (товара) грузоотправителю.

2.3.1. В случае устранения выявленных недостатков инспектор Службы проводит повторный экологический и радиационный контроль, который осуществляется на общих основаниях. При получении положительных результатов инспектор Службы аннулирует ранее проставленный штамп «ЗАПРЕЩЕНО СТКПРМ» путем его перечеркивания, удостоверяет собственной подписью с датой, и ставит соответствующую разрешительную печать или штамп.

2.3.2. Инспектор Службы завершает проведение экологического и радиационного контроля тех объектов, переданных ему предыдущей сменой, если на них есть документы в полном объеме.

2.4. В пунктах пропуска в связи с невозможностью досмотра (транспортное средство опломбировано) или для более детального проведения экологического и радиационного контроля импортируемых грузов (товаров) инспектор Службы на товаротранспортной накладной проставляет штамп «ПОД КОНТРОЛЕМ СТКПРМ». В данном случае транспортное средство, груз (товар), при условии отсутствия мотивированных причин для запрета ввоза или возврата, направляется на таможенный пост по месту регистрации грузополучателя для более детального проведения экологического и радиационного контроля. По результатам проведения детального экологического и радиационного контроля, проставляются соответствующие печати и штампы.

2.5. Экологический и радиационный контроль грузов (товаров) в случае вывоза осуществляется на таможенных постах по месту регистрации грузоотправителя в начале процедуры таможенного оформления с проставлением соответствующих печатей и штампов на товаросопроводительных документах.

2.6. Инспектор Службы несет ответственность в соответствии с действующим законодательством ДНР за несвоевременное выполнение процедур экологического и радиационного контроля, необоснованное задержание лиц, транспортных средств, грузов (товаров) и другого имущества, перемещаемых через таможенную границу ДНР.

Время осуществления экологического и радиационного контроля, оформления документов не должно превышать времени, установленного Временной технологической схемой таможенного контроля и таможенного оформления транспортных средств, грузов (товаров) и другого имущества. На железнодорожной станции не должно превышать общего времени на обработку поездов, установленного технологическим процессом работы станции.

2.7. Инспектора Службы при осуществлении соответствующих видов контроля взаимодействуют с другими государственными контролирующими органами (пограничными, ветеринарными, фитосанитарными, санитарно-карантинными и др.).

2.9. Служба на таможенных постах обеспечивается:

  • служебной документацией, законодательными актами и нормативно-методическими документами по осуществлению экологического контроля подконтрольных объектов;
  • информационными стендами;
  • приборами для проведения замеров количества загрязняющих веществ в выхлопных газах автомобилей, а также радиационного и первичного токсикологического контроля.

2.10. В служебное время инспектор Службы должен быть одет в форменную одежду, иметь служебное удостоверение и, в случае необходимости, средства самообороны.

2.11. Режим работы инспекторов Службы на таможенных постах устанавливается согласно режима работы Департамента таможенного дела Министерства доходов и сборов ДНР.

3. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ
ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ГРУЗОВ (ТОВАРОВ)

3.1. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

3.1.1. На таможенных постах ДНР проверке подлежат транспортные средства, за исключением тех которые транспортируются как груз (в морских контейнерах, на автотрейлерах, в разобранном виде и т.д.).

3.1.2. При экологическом контроле транспортного средства осуществляется проверка:

  • наличия загрязнения, подтекания горюче-смазочных материалов, охлаждающих веществ и т.п., которые могут вызвать загрязнение окружающей природной среды;
  • наличия табличек системы информирования об опасности, другого дополнительного оборудования транспортных средств, перевозящих опасный груз, в соответствии с требованиями Европейского соглашения о международной дорожной перевозки опасных грузов (ДОПОГ/ADR), Правил перевозок опасных грузов по железным дорогам. (Приложение 2 к Соглашению о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС);
  • радиационной обстановки;
  • содержания оксида углерода и углеводородов, уровня дымности в газах двигателей автомобилей, соответствующими приборами химико-токсикологического контроля.

3.1.3. Порядок проведения контроля токсичности отработанных газов автомобилей с бензиновыми двигателями внутреннего сгорания регламентирован ГОСТ Р 52033-2003 «Автомобили с бензиновыми двигателями. Выбросы загрязняющих веществ с отработавшими газами. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния».

3.1.4. Порядок проведения контроля дымности дизельных двигателей автомобилей регламентирован ГОСТ Р 52160-2003 «Автотранспортные средства, оснащенные двигателями с воспламенением от сжатия. Дымность отработавших газов. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния.».

В случае превышения указанных уровней содержания оксида углерода, углеводородов и дымности автомобиль считается экологически опасным и инспектор действует в соответствии с требованиями действующего законодательства ДНР.

3.1.5. Порядок проведения измерений содержания загрязняющих веществ в отработанных газах автомобилей:

а) с карбюраторным двигателем:

 - двигатель автомобиля прогревают до температуры не ниже рабочей температуры моторного масла или охлаждающей жидкости, указанной в инструкции по эксплуатации автомобиля, но не ниже 600С.

- устанавливают рычаг переключения передач (избиратель передачи для автомобилей с авто­матической коробкой передач) в нейтральное положение;

- затормаживают автомобиль стояночным тормозом и заглушают двигатель;

- подключают датчики тахометра и измерителя температуры масла (при его наличии в комплекте измерительного оборудования);

- вводят пробоотборный зонд газоанализатора в выпускную трубу автомобиля на глубину не менее 300мм от среза (при косом срезе выпускной трубы глубину отсчитывают от короткой кромки среза);

- полностью открывают воздушную заслонку карбюратора (при наличии карбюратора).

- запускают двигатель, нажимая на педаль управления дроссельной заслонкой, увеличивают частоту вращения коленчатого вала двигателя до nпов и работают в этом режиме не менее 15 с;

- отпускают педаль управления дроссельной заслонкой, устанавливая минимальную частоту вращения вала двигателя, и не ранее чем через 30с измеряют содержание оксида углерода и углеводородов;

- устанавливают повышенную частоту вращения вала двигателя nпов и не ранее чем через 30 с измеряют содержание оксида углерода и углеводородов.

- при наличии в автомобиле разветвленных выпускных систем измерения следует проводить в каждой из них. Критерием оценки служат максимальные значения содержания оксида углерода и углеводородов;

б) с дизельным двигателем:

- устанавливают датчики температуры масла, охлаждающей жидкости и частоты вращения;

- заглушают двигатель (при его работе);

- затормаживают автомобиль стояночной тормозной системой;

-устанавливают противооткатные упоры под колеса ведущих мостов (для автобусов категории М3 и грузовых автомобилей категорий N2, N3);

- устанавливают зонд для отбора отработавших газов из выпускной трубы в дымомер;

- запускают двигатель;

- устанавливают рычаг переключения передач (избиратель передач для автомобилей с автоматической коробкой передач-селектор) в нейтральное положение и включают сцепление;

- при работе двигателя в режиме холостого хода на nmin равномерно перемещают педаль за 0,5-1,0 с до упора. Держат педаль в этом положении 2-3с. Отпускают педаль и через 8-10 с приступают к выполнению следующего цикла;

- циклы свободного ускорения повторяют не менее шести раз;

- измеряют значения ХM на последних четырех циклах свободного ускорения по максимальному показанию дымомера;

- измеренные значения ХM считают достоверными, если четыре последовательных значения не образуют убывающей зависимости и располагаются в зоне шириной 0,25м-1;

- определяют среднеарифметическое значение XM четырех последних измерений ХM, которое принимается за результат измерения;

- дымность автомобилей с раздельной выпускной системой измеряют в каждой выпускной трубе. За результат измерения принимают максимальное среднеарифметическое значение ХM, полученное в одной из выпускных труб.

Результаты измерений следует зафиксировать в Журнале (приложение 2).

Место, которое выбирается для проведения инструментального контроля токсичности и дымности отработанных газов двигателей автомобилей, должно иметь естественную или принудительную (для закрытых помещений) вентиляцию. При проведении измерений следует принять меры безопасности, исключающие самопроизвольное движение автомобиля.

Инспекторам Службы категорически запрещается осуществлять запуск двигателя и управлять автомобилем.

3.1.6. После устранения вышеупомянутых недостатков и проведения обеззараживания транспортного средства, с завершением экологического контроля водителю выдается «Талон экологического контроля автомобиля».

3.1.7. Требования к транспортным средствам в случае перевозки опасных грузов.

3.1.7.1. Международные перевозки опасных грузов регламентируются:

  • Для железнодорожного сообщения - Правилами перевозок опасных грузов по железным дорогам. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 к соглашению о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС), (далее - приложение 2 к СМГС);
  • Для автомобильного сообщения – Европейским Соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ), (далее - ДОПОГ);
  • ГОСТ 19433-88: Грузы опасные. Классификация и маркировка (далее - ГОСТ 19433-88).
  • ГОСТ 30333-2007: Паспорт безопасности химической продукции. Общие требования (далее – ГОСТ 30333-2007).

3.1.7.2. При осуществлении государственных видов контроля при транспортировке опасных грузов необходимо уделять особое внимание заполнению транспортных документов (железнодорожных накладных, CMR, ТТН) в соответствии с разделом 5.4 приложения 2 к СМГС и разделу 5.4.1 ДОПОГ.

3.1.7.3. Маркировка на упаковках опасных грузов должна соответствовать разделу 5.2 приложения 2 к СМГС, глав 5.2, 5.3 ДОПОГ, ГОСТу 19433-88. Классификация опасных грузов должна осуществляться на основании части 2 приложения 2 к СМГС, части 2 ДОПОГ, ГОСТа 19433-88.

3.1.7.4. В товаросопроводительных документах - наименование опасных грузов, №ООН, классы и подклассы опасности, аварийные карточки и т.д. обязательно должны соответствовать разделу 3.2 Таблицы А. Перечень опасных грузов и Таблицы В. Алфавитный указатель опасных грузов в приложении 2 к СМГС, а также раздела 3.2.1 Таблицы А. Перечень опасных грузов и Таблицы В. Алфавитный указатель опасных грузов и изделий согласно ДОПОГ.

3.1.7.5. В соответствии с разделом 5.3 приложения 2 к СМГС, раздела 8.1.3 ДОПОГ, и ГОСТом 19433-88, на транспортных средствах закрепляются информационные табло и маркировки в соответствии с классом опасного груза.

3.1.7.6. На автотранспортном средстве, в соответствии с требованиями разделов 8.1.4, 8.1.5 ДОПОГ, должны находиться противопожарное оборудование и средства индивидуальной защиты: соответствующие переносные опломбированные огнетушители; предметы снаряжения для общей и индивидуальной защиты: противооткатный башмак, два предупреждающих знака с собственной опорой, жидкость для промывки глаз, для каждого члена экипажа - аварийный жилет, переносной светильник, пара защитных перчаток, защитные очки; для некоторых классов опасности: противогаз, лопата, дренажная ловушка, сборный контейнер и тому подобное.

3.1.7.7. В случае международной перевозки опасных грузов автомобильным транспортом водитель должен иметь свидетельство о допуске водителя к перевозке опасного груза в соответствии с главой 8.2 ДОПОГ, ст.8 Закона и п.4.2.3 Положения.

3.1.7.8. В случае перевозки автотранспортом категорий: EX/II; EX/III – транспортное средство, предназначенное для перевозки взрывчатых веществ и изделий; FL – транспортное средство, предназначенное для перевозки жидкостей с температурой вспышки не выше 61°С или легковоспламеняющихся газов в контейнерах-цистернах или переносных цистернах, или многоэлементных газовых контейнерах (МЭГК) вместимостью более 3 куб.м, во встроенных или съемных цистернах вместимостью более 1куб.м, а также транспортных средств-батарей емкостью более 1куб.м, предназначенных для перевозки легковоспламеняющихся газов; OX – транспортное средство, предназначенное для перевозки стабилизированного пероксида водорода или стабилизированного водного раствора пероксида водорода с массовой долей пероксида водорода более 60% (класс опасности 5.1 №ООН 2015) в контейнерах-цистернах или переносных цистернах вместимостью более 3 куб.м, а также во встроенных цистернах или съемных цистернах вместимостью более 1 куб.м.; AT - транспортное средство, кроме транспортных средств FL или ОХ, предназначенное для перевозки опасных грузов в контейнерах-цистернах или переносных цистернах, или МЭГК вместимостью более 3 куб.м, а также во встроенных цистернах или съемных цистернах вместимостью более 1 куб.м , а также транспортных средств-батарей емкостью свыше 1 куб.м, кроме транспортных средств-батарей типа FL, должно быть свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов в соответствии с разделами 9.1.2, 9.1.3 ДОПОГ. Категории транспортных средств указаны в разделе 3.2.1 Таблицы А. Перечень опасных грузов (колонка 14) ДОПОГ.

3.1.7.9. При перевозке опасных грузов автомобильным транспортом, в соответствии с требованиями раздела 8.1.2 ДОПОГ, на транспортном средстве должны находиться следующие документы: товаротранспортные документы, предписанные в разделе 5.4.1; письменные инструкции на случай наступления чрезвычайной ситуации, приписанные в разделе 5.4.3; свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасного груза, предусмотренное в разделе 9.1.3; свидетельство о допуске водителя на перевозку опасного груза, в соответствии с разделом 8.2.1.

3.1.7.10. При перевозке опасных грузов автотранспортными средствами следует обеспечить соблюдение главных условий, а именно:

  • использовать только специализированные автомобили или автомобили общего назначения, приспособленные для такой цели;
  • на транспортное средство должны быть прикреплены информационные таблицы, на которых обозначено знак опасности, серийный номер ООН и код экстренных мер (спереди и сзади), а для иностранных перевозчиков - информационные таблицы международного образца;
  • каждое транспортное средство, перевозящее опасные грузы, должно быть оснащено огнетушителями. Огнетушители должны иметь пломбу, которая свидетельствует о том, что они не были использованные ранее, маркировки о соответствии стандарту и надпись, указывающая на дату следующей проверки;
  • кузова транспортных средств, перевозящих опасные грузы навалом, не должны иметь механических повреждений и покрытий, которые могут контактировать с грузом;
  • кузов типа «фургон» обязательно должен иметь замковое устройство, обеспечивающее замыкание дверей кузова и позволяющее их опломбировать;
  • при перевозке опасных грузов в транспортных средствах, покрытые брезентом, последний должен быть водонепроницаемый, изготовлен из огнеупорного материала,  пропитанный огнеупорным веществом;
  • на каждое транспортное средство, прошедшее государственный технический осмотр по месту регистрации, компетентный орган выдает свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасного груза.

3.1.7.11. Автомобиль, перевозящий опасный груз, должен быть обеспечен средствами пожаротушения, устранения возможных аварий и последствий загрязнения окружающей среды, оказания первой медицинской помощи пострадавшим, индивидуальной защиты, спецодеждой.

3.1.7.12. Перечень необходимых документов, которые должен иметь водитель:

  • транспортная накладная;
  • свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов национального или международного образца;
  • свидетельство о допуске водителя к перевозке опасного груза;
  • аварийная карточка системы информации об опасности.

3.1.7.13. На случай чрезвычайной ситуации, которая может возникнуть при перевозке опасного груза, водитель должен иметь письменную Инструкцию по организации безопасности перевозки, либо паспорт безопасности химической продукции согласно ГОСТ 30333-2007.

3.2. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ГРУЗОВ (ТОВАРОВ)

3.2.1. Основными задачами экологического контроля грузов (товаров) являются:

  • выявление фактов несанкционированного ввоза, вывоза и транзитного перемещения подконтрольных грузов (товаров) по территории ДНР;
  • государственный контроль за выполнением норм и правил экологической безопасности при санкционированной перевозке грузов (товаров) по территории ДНР;
  • обеспечение пропуска на территорию ДНР должным образом оформленных, обозначенных, упакованных и оборудованных опасных грузов.

3.2.2. Экологический контроль грузов (товаров) предусматривает два последовательных этапа контроля:

  1. Проверка товаросопроводительных документов на грузы, которые пересекают границу;
  2. Непосредственный экологический контроль грузов.

3.2.3. При осуществлении экологического контроля грузов проверке подлежат документы, наличие которых предусмотрено соответствующими международными актами; Законами Народного Совета ДНР; постановлениями Совета Министров ДНР; приказами Министерства доходов и сборов ДНР; Департамента таможенного дела Министерства доходов и сборов ДНР и др., а именно:

  1. Транспортная накладная для соответствующего вида транспорта: международная товаротранспортная накладная (CMR), железнодорожная накладная, авианакладная, коносамент, товаротранспортная накладная (ТТН) и т.д.;
  2. Контракт с иностранным партнером со всеми приложениями (дополнения, дополнительные соглашения, спецификации), касающимися конкретной поставки, заверенные субъектом ВЭД (только в случае осуществления экологического контроля на таможенных постах);
  3. Договор на перевозку товара (транспортировку, оказание экспедиторских, агентских услуг);
  4. Счет-фактура (invoice, account, final invoice, Rechnungи т.п.) и их переводы на русский язык.  В инвойсе обязательно указание реквизитов контракта и спецификации;
  5. Упаковочные листы и их переводы на русский язык. В упаковочных листах обязательно указание реквизитов контракта и спецификации или инвойса;
  6. Разрешения (лицензии) на ввоз, вывоз, транзит экологически опасных грузов или отходов, оригиналы и нотариально заверенные копии;
  7. Документы, удостоверяющие качество товара (сертификаты качества продукции; сертификаты/декларации соответствия ГОСТам; сертификаты/ декларации о соответствии техническим регламентам и т.п.);
  8. Свидетельства о государственной регистрации;
  9. Санитарно-эпидемиологические заключения; ветеринарные сертификаты; фитосанитарные сертификаты; заключения экспертных организаций и др., оригиналы и нотариально заверенные копии;
  10. Техническое описание товаров (тех. документация, инструкции, чертежи, схемы, фотографии и т.п.), копии, заверенные субъектом ВЭД;
  11. Сертификат соответствия.

3.2.4. В случае перемещения через таможенную границу ДНР металлолома, древесины и изделий из нее, строительных материалов, промышленного сырья, грузов, которые по своим природным свойствам могут обладать радиоактивностью выше допустимых норм, к документам, перечисленным в п. 3.2.3, предоставляется протокол (сертификат) радиационного обследования, выданный специализированными аккредитованными предприятиями, учреждениями, организациями.

3.2.5. При трансграничном перемещении пестицидов и агрохимикатов, которые входят в Каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к использованию на территории ДНР, кроме вышеуказанных документов необходимо наличие паспорта безопасности, который выдается фирмой-изготовителем.

3.2.6. Перемещение через таможенную границу ДНР запрещенных или ограниченных к ввозу, вывозу пестицидов регулируется Стокгольмской Конвенцией о стойких органических загрязнителях от 22.05.01, вступила в силу 17.05.04; Роттердамской Конвенцией о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле от 10.09.98.

3.2.7. В соответствии с Базельской Конвенцией о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением от 22.03.1989 предусмотрено, что при трансграничном перемещении опасных отходов предоставляется разрешительный документ, выданный соответствующим компетентным органом ДНР.

3.2.8. В случае перемещения товаров, бывших в употреблении, предоставляются документы: о процентном износе товара; о дезинфекции и т.п.

3.2.9. Перемещение ядовитых веществ, в том числе, продуктов биотехнологии и других биологических агентов, осуществляется на основании лицензий, заключений выдаваемых уполномоченным государственным органом ДНР.

3.2.10. Ввоз и вывоз озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции из государств и в государства, являющиеся Сторонами Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой, от 16 сентября 1987 года, за исключением их транзитных перевозок, осуществляется на основании лицензий, выдаваемых уполномоченным государственным органом ДНР. Уполномоченный орган вправе выдавать разъяснения (заключения) по вопросам выдачи лицензий.

3.2.11. Трансграничное перемещение генетически модифицированных организмов (ГМО) регулируется Картахенским Протоколом по биобезопасности к Конвенции о биологическом разнообразии от 29.01.2000. В первую очередь правила и процедуры безопасного перемещения, обработки и применения Генетически модифицированных организмов (ГМО) направлены на защиту здоровья человека и охрану экосистем путем сохранения биоразнообразия. Каждое государство применяет необходимые внутренние меры, которые направлены на предупреждение и в соответствующих случаях предусматривают наказание за трансграничное перемещение товаров с содержанием ГМО.

3.2.12. Перемещение через таможенную границу ДНР объектов животного и растительного мира; зоологических, ботанических и минералогических коллекций; трофеев или частей диких животных (мясо, рога, кожа, мех, пух, волосы, копыта и т.д.) во всем их видовом разнообразии и на всех стадиях развития (эмбрионы, яйца, куколки и т.п.); сырья из диких животных и растений, занесенных в приложения Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (CITES); Европейский Красный список и в Красную книгу, регулируется действующим законодательством ДНР.

Основанием для перемещения через таможенную границу ДНР, объектов животного и растительного мира, занесенных в приложения 1, 2 и 3 CITES, является оригинал разрешения, выдаваемого соответствующим административным органом CITES; объектов животного и растительного мира, занесенных в Красные книги, является оригинал разрешения, выданный уполномоченным органом ДНР.

Вывоз из ДНР охотничьих трофеев разрешается при наличии: дубликата лицензии (на отстрел диких копытных животных), копии протокола охоты, выдаваемое соответствующим охотничьим хозяйством; ветеринарного свидетельства по месту нахождения охотничьего хозяйства.

Запрещается вывоз за пределы ДНР трофеев или частей диких животных (мясо, рога, кожа, мех, пух, волосы, копыта и т.д.) во всем их видовом разнообразии и на всех стадиях развития (эмбрионы, яйца, куколки и т.п.) без документов, подтверждающих законность их получения или приобретения.

3.2.13. Инспектора Службы при перемещении грузов (товаров), подлежащих экологическому контролю, проверяют комплект нужных товаротранспортных документов, которые предоставляет владелец груза, грузоотправитель, грузоперевозчик, грузополучатель, экспедитор транспортно-экспедиционной организации.

3.2.14. Непосредственный экологический контроль груза включает три вида контроля:

  • Досмотр груза (товара);
  • радиационный;
  • химико-аналитический (при необходимости).

3.2.15. Досмотр груза (товара) при осуществлении экологического контроля в пунктах пропуска через государственную границу ДНР осуществляется при подозрении на несоответствие груза товаросопроводительным документам.

На таможенных постах досмотр груза (товара) является обязательным. При этом проверяются физическое состояние вещества (жидкость, порошок, кристаллическая или гранулированная форма, в виде глыб или сплошной массы и т.д.), ее окраски, запах, срок годности и тому подобное. Особое внимание следует уделять на соответствие упаковочных материалов, емкостей и тары сертификационным требованиям.

3.2.16. Осуществление радиационного контроля приведено в разделе 4.

3.2.17. Проведение химико-аналитического контроля состоит из двух степеней – предварительного и полного и выполняется на таможенных постах.

Предварительный химико-аналитический контроль осуществляется, когда возникает мотивированное подозрение о несоответствии веществ, которые проверяются, их сертификатам качества или в случае отсутствия в сертификатах данных о зафиксированных при досмотре определенных отклонений в физическом состоянии вещества, а также - в случае несоответствия цвета, запаха и т.п.

Полный химико-аналитический контроль проводится в случае выявления значительных, существенных расхождений между данными сертификата качества и данными, полученными в ходе проведения предварительного контроля.

Проведение лабораторных исследований является основанием для задержки груза до получения выводов по результатам анализов.

Предварительный и полный химико-аналитический контроль включает отбор точечных проб подконтрольного вещества и лабораторные исследования с целью его идентификации, установления соответствия сертификата, принадлежности к тому или иному классу токсичности, радиоактивности и др.

Лабораторные анализы при предварительном и полном химико-аналитическом контроле осуществляются на основе апробированных (аттестованных или временно допущенных к использованию) методик с применением технического оборудования и приборов, которые прошли государственную аттестацию (поверку), с соблюдением требований стандартов и нормативно-методических документов.

Покрытие расходов на осуществление лабораторных исследований проводится за счет собственника груза, грузоотправителя, грузополучателя или транспортно-экспедиционной организации.

3.2.18. При осуществлении экологического контроля грузов (товаров), которые могут представлять угрозу или опасность для окружающей природной среды, следует руководствоваться Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов;, ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка», ГОСТ 26319-84 «Грузы опасные. Упаковка», условиями (ТУ, правилами, стандартами) для безопасной перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, соблюдение которых обеспечивает полное предотвращение любой потере содержания груза (утечки, высыпания или испарения) на весь период транспортировки или хранения.

Упаковочные материалы, которые находятся в непосредственном контакте с веществами, которые транспортируются, должны быть инертными, устойчивыми к химическому и механическому воздействию.

Тара с опасным грузом должна иметь маркировку, характеризующую опасность груза в соответствии с ГОСТ 19433-88. Маркировка упаковки или транспортного пакета должна иметь знаки опасности, транспортное наименование груза, серийный номер классификации ООН, классификационный шифр.

При перевозке железнодорожным транспортом тара, упаковка и маркировка опасных грузов должна соответствовать требованиям Правилам перевозок опасных грузов. Приложение 2 к Соглашению о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС).

4. РАДИАЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ
ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ГРУЗОВ (ТОВАРОВ)

4.1. Данный раздел устанавливает порядок организации и проведения радиационного контроля (далее – РК) транспортных средств и грузов (товаров), в пунктах пропуска через государственную границу и на таможенных постах Донецкой Народной Республики.

Радиационный контроль транспортных средств и грузов (товаров) осуществляется должностными лицами Службы таможенного контроля за перемещением радиоактивных материалов (далее – Служба) Департамента таможенного дела Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики

4.2. Действие раздела распространяется на все транспортные средства и грузы (товары), которые перемещаются через таможенную границу ДНР железнодорожным, автомобильным, морским, речным, воздушным и трубопроводным транспортом.

РК осуществляется с целью недопущения нарушений действующего законодательства по перемещению через государственную границу РВ и ЯМ, а также загрязненных транспортных средств и грузов (товаров), в том числе с целью транзита. РК всех подконтрольных объектов осуществляется при перемещении через государственную границу или на таможенной территории ДНР при проведении таможенного оформления.

РК всех грузов (товаров), пересекающих государственную границу ДНР, в том числе и транзитных, является обязательным. При вывозе РК осуществляется на таможенных постах ДНР.

РК осуществляется инспекторами Службы, имеющие высшее образование, прошедшими обучение в этом направлении и которые получили специальное удостоверение на право проведения этого вида контроля.

4.3. Основными задачами РК являются:

  • выявление и недопущение несанкционированного ввоза, вывоза и транзитных перевозок через территорию ДНР РВ и ЯМ;
  • осуществление контроля за выполнением требований норм и правил радиационной безопасности (РБ) при санкционированном перемещении РВ и ЯМ через государственную границу;
  • осуществление контроля за состоянием РБ транспортных средств и грузов с целью недопущения перемещения радиационно-загрязненных объектов через государственную границу;
  • осуществление контроля по обеспечению РБ персонала, осуществляющего перевозки РВ и ЯМ, персонала должностных лиц постов таможенного контроля в пунктах пропуска и на таможенных постах ДНР и пассажиров.

4.4. Настоящая Инструкция устанавливает:

1. Перечень контролируемых параметров и систему контрольных уровней, на соответствие которым проверяются транспортные средства и грузы;

2. Порядок проведения РК транспортных средств и грузов;

3. Оформление протокола в случае превышения установленных контрольных уровней мощности эквивалентной дозы (МЭД).

4.5. При обнаружении несанкционированного перемещения (перевозки) радиационно-опасного объекта таможенный контроль не проводится и его перемещение через государственную границу ДНР запрещается. В данном случае составляется протокол о нарушении таможенных правил, после составления которого, объект возвращается грузоотправителю.

Устранение нарушений норм и правил РБ при импорте должно проводиться на территории государства-отправителя.

4.6. В случае выявления нарушений норм и правил РБ  при санкционированном перемещении (перевозке) РВ и ЯМ таможенное оформление не проводиться и его перемещение через государственную границу ДНР до устранения нарушений запрещается.

4.7. В случае выявления радиационно-опасного объекта или установления нарушения правил его транспортировки, принятие решения о пропуске через государственную границу РВ, ЯМ, других грузов и транспортных средств осуществляется таможенным органом ДНР в соответствии с действующим законодательством ДНР.

4.8. Параметры, которые контролируются:

  • МЭД - мкЗв/ч от подконтрольного объекта;
  • МЭД в кабине водителя (если перевозка осуществляется автотранспортом);
  • Плотность потока бета-частиц с поверхности подконтрольного объекта (наличие радиоактивного загрязнения).

4.9. Система контрольных уровней:

  • МЭД - мкЗв/ч не должна превышать 0,5 мкЗв/ч;
  • Плотность потока бета-частиц, которые снимаются с поверхности подконтрольного объекта, не должна превышать 30 бета-частиц/см 2 мин.

4.10. РК в пунктах пропуска через государственную границу и на таможенных постах осуществляется стационарными и переносными приборами РК.

Во время измерения МЭД используются радиометрические металлодетекторы с сцинтилляционным детектором или аналогичные им приборы РК, которые позволяют оперативно выявить места, где гамма-излучение превышает значение существующего природного гамма-фона. Показания этих приборов являются основанием для дальнейшего проведения радиометрических исследований (определение суммарной удельной радиоактивности груза) в местах, где обнаружено уровень, превышающий естественный фон гамма-излучения более чем на 30%.

Все приборы должны быть поверенные метрологической службой в установленном законодательством порядке. Измерения проводятся по методике, приведенной в техническом описании прибора.

4.11. РК транспортных средств и грузов (товаров), которые перемещаются через государственную границу, предусматривает четыре последовательных этапа (уровни):

  • экспресс-контроль наличия ионизирующего излучения, которое идет от контролируемого объекта (осуществляется стационарными приборами РК);
  • детальный контроль, с помощью переносных дозиметрических приборов и путем визуального осмотра объектов с целью выявления контейнеров или материалов, предназначенных для экранирования ионизирующего излучения (из-за отсутствия стационарных приборов РК подконтрольных объектов начинается с этого уровня);
  • углубленное обследование задержанных объектов с помощью оборудования передвижной или ближайшей стационарной лаборатории государственной санитарно-эпидемиологической службы;
  • комплексный контроль и идентификация радиационного загрязнения задержанных объектов (определение его количественного и качественного радионуклидного состава), которые проводятся государственной санитарно-эпидемиологической службой.

4.12. Экспресс-контроль является обязательным для всех объектов, перемещаемых через государственную границу ДНР (при наличии на пункте пропуска стационарных приборов РК).

4.13. Если аппаратурой радиационного экспресс - контроля зафиксировано превышение естественного радиационного фона, то осуществление последующего детального контроля является обязательным. Перед его осуществлением инспектор обязан проинформировать начальника таможенного поста о факте обнаружения потенциально радиационно-опасного объекта и обо всех последующих действиях.

4.14. РК грузов, перемещаемых через государственную границу в пунктах пропуска для морского сообщения, в случаях, когда экспресс-контроль с помощью стационарных установок невозможно осуществить (по характеру груза или в случае отсутствия стационарных установок и т.п.), должен проводиться перед разгрузкой (погрузкой) судов. В этом случае РК начинается со второго уровня и осуществляется с помощью переносной аппаратуры.

4.15. Если приборы радиационного экспресс - контроля или детального контроля, осуществляемого вместо него, не фиксируют превышение естественного радиационного фона, то проведение контроля по следующим уровням не является обязательным и объект может быть пропущен через государственную границу.

4.16. Проведение второго уровня РК осуществляется на специально оборудованной отдельной площадке на расстоянии не менее 50м. от мест постоянной дислокации служб пункта пропуска либо таможенного поста. Площадка должна быть ограждена и обозначена знаками радиационной опасности, с целью ограничения доступа физических лиц.

Если второй уровень РК не подтвердит наличие радиационной опасности объекта, то он должен быть допущен к дальнейшему таможенному оформлению.

4.17. Если второй уровень РК подтвердит наличие радиационно-опасного объекта, то таможенное оформление проводится при таких обязательных условиях:

  • ввоз, вывоз или транзит объекта по территории ДНР является санкционированным, что подтверждается соответствующими документами, которые сопровождают объект;
  • транспортировка объекта осуществляется без нарушений Правил безопасности при транспортировке радиоактивных веществ.

4.18. В случае получения сигнала от стационарной аппаратуры РК превышение естественного уровня излучения при контроле пассажирского транспортного средства, пассажиры должны пройти по очереди друг за другом через зону действия одного из датчиков аппаратуры РК. В случае обнаружения конкретного лица, собственное излучение которого превышает природный фон, это лицо направляется для проведения РК второго уровня с использованием переносной дозиметрической аппаратуры для выявления и изъятия ИИИ.

4.19. Железнодорожный транспорт, суда и самолеты подлежат проведению второго уровня РК. Если сигнал детального контроля о превышении естественного уровня излучения подтверждается, они задерживаются для дальнейшей идентификации ИИИ и его изъятия в установленном законодательством порядке.

4.20. Если результаты детального РК, не позволяют сделать  однозначного вывода о радиационной безопасности объекта или о соблюдения Правил безопасности при санкционированной перевозке радиационно-опасного объекта, то объект задерживается на таможенном посту и переводится на отдельную площадку (п.4.16.) для проведения третьего уровня контроля (углубленного обследования), который выполняется персоналом специализированной передвижной или ближайшей стационарной лаборатории. По результатам проведения третьего уровня РК принимается решение о возможности перемещения объекта через государственную границу

4.21. РК четвертого уровня - это комплексный контроль объектов, которые задержаны в соответствии с требованиями настоящего раздела при их трансграничном перемещении, выполняемый соответствующей центральной лабораторией с целью анализа вида выявленных РВ и ЯМ и их радионуклидного (изотопного) состава.

4.22. Инспектор несет ответственность в соответствии с действующим законодательством за несвоевременное выполнение процедур радиационного контроля, необоснованное задержание лиц, транспортных средств, грузов и другого имущества, перемещаемых через таможенную границу ДНР.

4.23. Порядок РК транспортных средств.

При проведении РК транспортного средства проводятся только измерения МЭД. Во время проведения измерений основной задачей инспектора является выявление на внешней поверхности транспортного средства участков поверхности, на которых значение МЭД превышает фоновые. До начала измерений в местах проведения РК инспектор заблаговременно проводит измерения фона МЭД от земной поверхности на высоте 1м. Определив максимальное значение фона на месте проведения РК, инспектор настраивает приборы радиационного контроля таким образом, чтобы при превышении фоновых значений на 0,1 мкЗв/ч срабатывала пороговая сигнализация. Во время проведения РК инспектор перемещает детектор прибора вдоль контролируемой поверхности со скоростью 0,2 м/с на расстоянии 10 см от контролируемой поверхности. Скорость перемещения детектора выбрана из расчета, что минимальное время измерения МЭД составляет 2,5 с; за это время детектор прибора сместится от исходного положения на 0,5 м и результаты измерений можно отнести именно к этому интервалу.

Сканирование поверхности материала инспектор проводит через 0,25 м. Таким образом, поверхность материала контролируется по сетке 0,25 м на 0,25 м, что и обеспечивает достоверность результатов измерений. Определив места с максимальным значением МЭД, инспектор начинает измерения МЭД в этих местах. В случае выявления участков с превышением фоновых значений на поверхности транспортного средства инспектор должен провести следующий уровень РК, с целью выявления причин превышения. При превышении МЭД (п.4.9.) на поверхности материала, инспектор обязан прекратить обследование, вывести из зоны действия ионизирующего излучения людей, которые по характеру выполняемой работы в ней находятся, немедленно проинформировать старшего смены и руководство Службы  и одновременно сообщить владельцу груза о прекращении обследования и причины, по которым обследование прекращено.  Результаты измерений заносятся в соответствующую графу протокола.

До прибытия представителей правоохранительных органов – обеспечить отсутствие людей в зоне действия ионизирующего излучения.

4.24. РК грузов.

Проведение РК грузов - это:

  • проверка наличия радиационного сертификата на груз, если он поступил из зоны радиационного загрязнения;
  • замер МЭД от груза.

Проводится контроль МЭД и величины плотности потока бета-частиц с поверхности материала (груза). До начала измерений в местах проведения РК, инспектор заблаговременно проводит измерения фона МЭД от земной поверхности на высоте 1 м. Определив максимальное значение фона на месте проведения РК, инспектор настраивает приборы радиационного контроля таким образом, чтобы при превышении фоновых значений на 0,1 мкЗв/ч срабатывала пороговая сигнализация, а сканирование поверхности груза проводится с той же скоростью и теми же интервалами между профилями сканирования (0,2 м/с, 0,25 м/с). Закончив предварительный контроль груза с помощью приборов радиационного контроля, инспектор приступает к выполнению контроля мощности эквивалентной дозы от поверхности материала. То есть при такой скорости и высоте сканирования поверхности материала, при отсутствии эффекта экранирования загрязненных мест, достоверно регистрируются бета–загрязненные участки материала. В случае экранирования загрязненных участков материала, места загрязнения определяются при наличии гамма-излучения регистрируемого прибором радиационного контроля.

В случае выявления участков с превышением естественного радиационного фона инспектор действует в соответствии с п. 4.23. настоящего Положения.

Результаты измерений МЭД гамма-излучения грузов фиксируются в журнале регистрации (приложение 2) подконтрольных объектов и результатов экологического и радиационного контроля;

4.25. После окончания РК в случае обнаружения превышения контрольных уровней МЭД (п.4.9.) должностное лицо Службы заполняет протокол о нарушении таможенных правил в двух экземплярах. После подписи один экземпляр протокола остается у должностного лица Службы, второй передается лицу, ответственному за груз (товар). К протоколу в обязательном порядке прилагается графическое изображение (в произвольной форме) с указанием точки обнаружения ИИИ.

4.26. Обслуживание и контроль функционирования технических средств РК.

При эксплуатации технических средств РК обязательными работами являются:

  • ежедневная проверка технического состояния стационарной и переносной измерительной аппаратуры методом измерения фоновых показателей излучения;
  • ежедневная (в начале смены) проверка функционирования работы переносных приборов радиационного контроля и средств связи для стационарных приборов;
  • еженедельная проверка технического состояния переносных приборов РК с помощью стандартных источников ионизирующего излучения;
  • еженедельная противопылевая профилактика переносных приборов РК, которые применяются на постах в соответствии с правилами их эксплуатации;
  • ежегодная поверка технических средств РК, организациями, имеющими право на проведение соответствующих метрологических работ.

4.27. Правила радиационной безопасности при работе с ИИИ должностными лицами Службы определяются действующими Нормами радиационной безопасности и Основными санитарными правилами обеспечения радиационной безопасности.

В случае выявления радиационно-опасного объекта все лица, кроме должностных лиц Службы, проводящих непосредственный радиационный контроль, должны быть перемещены на безопасное расстояние.

В случае выявления радиационно-опасного объекта, провоз которого через государственную границу является несанкционированным или санкционированным, но с нарушением правил безопасной транспортировки, дальнейшая работа с объектом в случае необходимости (третий и четвертый уровень РК), проводится только по наряду-допуску, регламентирующий конкретный характер, место проведения и продолжительность работ – с учетом мощности экспозиционной дозы на определенном расстоянии.

Приложение 1

Приложение 2

2254054
Сегодня
Вчера
За неделю
За месяц
Всего
2706
4088
21257
75211
2254054

Прогноз на сегодня
3744

Online (15 minutes ago):111

Ваш IP:54.92.128.223